Упаковка проекта – это набор документов в электронном и бумажном формате, которые обосновывают готовность вашего проекта к финансовым вложениям или мотивируют потребителя к покупке (тестированию) продукта/проекта.
Выделяют три основных класса упаковки:
- Для инвестора. Вы готовите проект для «показательного» выступления перед инвестором и демонстрируете, что достойны вложений.
- Для покупателя. Вы готовите проект для потенциальных покупателей и упаковкой привлекаете лидов и ранних последователей.
- Для стратегического планирования. В этом случае вы готовите проект для полного понимания его развития и связанных с этим рисков.
Упаковку проекта можно представить как кубик, объем которого символизирует рентабельность, а грани – классы упаковки. Поэтому упаковав проект только на двух уровнях, вы не сможете подготовить его к выходу на рынок и получению.
Это, конечно же, не все. Упаковка проекта – процесс, который никогда не заканчивается и не бывает статичным. Здесь важно следующее: сформируйте для себя минимальный список документов, который вы будете редактировать, держите его наготове и постоянно актуализируйте.
- Резюме проекта. Резюме на одну страницу описывает суть проекта. Данный документ – первое, что посмотрит инвестор, поэтому нужно быть предельно внимательным при его составлении, писать конкретно и по делу.
- Текст Elevator Speech. Elevator Speech, или, как еще говорят, Elevator Pitch, буквально значит «презентация для лифта» или «речь для лифта». Это короткий рассказ о концепции продукта, проекта или сервиса. Вы должны уметь рассказать о своем проекте за 60 секунд, даже если вас разбудят посреди ночи – это ведь продажа! Необходимо, чтобы в кармане на всякий случай всегда лежал текст.
- Презентация для выступления длительностью 5 минут. На любой презентационной сессии без презентации проекта никуда. Никогда не знаешь, что откроется на том или ином компьютере, поэтому нужно подготовить варианты в Power Point (pptx и pdf) и в Prezi. Классика жанра – 10 слайдов. Важно: в этой презентации должно быть больше картинок и визуализаций.
- Описание команды. В стиле storytelling этот документ рассказывает историю создания команды, обозначает основные события в ее работе. Для инвестора важно узнать не только о проектной работе, но и о компетенциях команды.
- Презентация для прочтения. Именно эту презентацию вы отсылаете: в ней больше текста, фактов и деталей по проекту.
- Визитки. Комментарии излишни.
- Финансовый план. При более активной заинтересованности инвестора в проекте необходимо предоставить расшифровку финансового плана и расписать в ней, на что конкретно пойдут деньги. Детализация должна, в первую очередь, учитывать риски по проекту.
- Прописанная бизнес-модель проекта. Подробное описание составных частей бизнес-модели по Александру Остервальдеру на 3-5 страниц. По существу, этот документ является основой любого бизнес-плана. Он особенно нужен, если инвестор заинтересовался проектом.
- Прототип. Без прототипа никуда: если инвестора заинтересовали команда и проект, далее ему нужно показать, каким образом это работает.
- Инвестиционное предложение (Term Sheet Agreement). Инвестор готов вложиться в ваш проект прямо на мероприятии? Подпишите соглашение о том, что далее вы свяжетесь для обсуждения деталей – это и есть Term Sheet.
- Статистика первых продаж. Данные о том, «кто, когда и по какой цене», а также сами договора существенно повысят шансы на заключение инвестиционного договора.
- Буклет. Основная информация, которую должен знать потребитель: о чем проект, какова его цель, какой продукт предлагается, в чем его суть, как он поможет решить проблемы, где его взять и как связаться.
- Визитки. Ваша задача – не только отдавать пользователям контактную информацию, но и создавать сообщество, помните об этом. Именные визитки, а также «пустые» визитки с логотипом компании должны иметь максимально запоминающийся дизайн.
- Бренд, лого, корпоративный стиль. Ходите в футболках своей команды, в повязках одного цвета или очках одного стиля. Важно, чтобы вас узнавали оффлайн – ту же деталь переносите в онлайн.
- Прототип (бумажная версия прототипа). Pretotype – ранняя версия продукта до стадии производства, сделанная во многих вариантах из подручных средств. Тестирование проходит на стадии построения архитектуры прототипа и МФМ (минимально функциональной модели). Это первая версия прототипа, до-прототипирование, то есть команда показывает бумажные версии, а не программные или напечатанные 3D-модели.
- Сообщества в Facebook, ВКонтакте, LinkedIn, Профи.Ру и Twitter. Предварительная версия официального сайта компании – сообщества в социальных сетях и социальных медиа (правила перевода из оффлайн в онлайн те же).
- Опросник «Гипотеза». Помните, что в самом начале одна из основных целей работы оффлайн – тестирование. Запаситесь опросниками для проверки всех возможных гипотез, касающихся бизнес-модели, прототипа, продукта, дизайна и целей, – и тестируйте.
- Опросник «Отзывы». Обязательно оставляйте для пользователя возможность написать свое мнение о проекте и предложения по его модификации. Всегда и всем отвечайте индивидуально, говорите, что будете или не будете модифицировать по рекомендациям.
- Предварительное ценообразование. Это важно для инженерных проектов, где представлен хард: если бы пользователь платил, за какую сумму он смог бы купить?
- Рекламный ролик проекта (вирусное видео). Это реклама для широкой аудитории, для которой принципиальны следующие характеристики: максимальное качество, контент в рекламе, минимум о проекте. Запомните: максимальное количество пользователей приходит через косвенный контент, а не через прямую рекламу – ее век уже прошел.
- Интерактивный прототип-продукт (минимально функциональная модель). Обратите внимание: ваша задача – вовлечь в процесс потребления, а не просто «показать, но не давать трогать», как это принято на многих выставках. Главное – что увидит пользователь. Демонстрируя функции, вы должны рассказать о том, какие проблемы они «закрывают», какие задачи решают и за что заплатит потребитель.
- Ролик-презентация прототипа. Адаптированная под восприятие пользовательским глазом визуализация минимально функционального прототипа. По сути, это и есть сценарий ролика.
- Список ближайших событий команды. Если вам говорят: «Мне все нравится, хочу показать вас друзьям. Они как раз ищут подобные проекты», – вы тут же выдаете список мероприятий, на которых вас можно будет увидеть с этим проектом, послушать и пообщаться.
- Товарная упаковка прототипа и продукта компании (в том числе ИТ). Самая креативная и «дизайнерская» вещь. Это именно упаковка (коробочка), внутри которой лежит описание проекта и продукта, техническая документация к продукту и сам товар. Если это приложение, то его можно записать на флешке и положить в упаковку. Если портал, то в коробку можно вложить QR-код или кодовое слово, а также футболку или бутылку вина. Не забывайте, что набор товаров – это уже новый товар.
- VIP-приглашение в краудинвесторы. Это особый VIP-билет, который можно, продавать на выставках, например. Если пользователю безумно понравился ваш продукт, то, покупая VIP-билет, он получает набор определенных выгод, связанных с выпуском и индивидуализацией продукта. По существу, вы даете пользователю возможность влиять на судьбу проекта, «продавая» ему право советовать.
Все документы этого класса существуют в аналоговом виде, для того чтобы их было проще постоянно редактировать.
- Карта компетенций компании. Карта создается на основании характерологической оценки компетенций каждого из членов команды. Определяется, чем может заниматься команда и кто еще ей нужен. То есть какие компетенции и характеры в команде не восполняются текущими партнерами, а значит, должны быть найдены и включены.
- Диаграмма Ганта. Визуальное и наглядное планирование с помощью диаграммы Ганта на ближайшие 2 месяца работы. Важно: диаграмма Ганта – это не «мертвый» документ, его необходимо постоянно редактировать, поэтому все его части должны оставаться изменяемыми и дополняемыми. Совет: используйте пробковую доску, маркерную или доску со стикерами.
- Карта целей (таймлайн проекта) и альтернативных путей развития. Карта со структурными элементами, где расписаны все варианты развития проекта и его потенциалы. Начинаем искать книги, возможности, мероприятия, где можно чему-то научиться. Выстраиваем все это в одну сеть, а затем формируем логическую цепочку.
- Расширенная бизнес-модель Остервальдера. Выстраиваем ее по следующим константам: ключевые виды деятельности, ключевые партнеры, ключевые ресурсы, ценностные предложения, каналы сбыта, взаимоотношения с клиентами, потребительские сегменты, потоки поступления доходов и структура издержек.
- HR: видеопрезентация команды и приглашение. Короткая (на 60 секунд) видеопрезентация о проекте и его вакансиях нужна для поиска специалистов, которых не хватает в команде, для привлечения потенциальных инвесторов и для размещения на краудфандинг-порталах.
- Story Board. Единое информационное пространство компании. В офисе или коворкинге вешаем на большую пробковую (или обычную) доску карты целей, а также всю информацию, которую находим и которая обновляется в процессе работы.
- Dropbox. Используйте альтернативные системы облачного хранения данных компании, такие как Dropbox или SkyDrive.
- Basecamp. Используйте онлайн-инструмент для управления проектами, совместной работы и постановки задач по проектам Basecamp или альтернативные системы ERP для систематизации и уплотнения проектной деятельности.
- Gcalendar. Используйте Google Calendar – это упрощает планирование.
- Логическая архитектура прототипа (технокарта). Прототип продукта, детально разобранный по системам управления и функционалу.
- Карта тестирования лидогенерации. Единая система координат, в которой изложены все гипотезы относительно того, каким образом ваша компания может получать лиды.
- Путь развития минимально функционального прототипа. Прописанная последовательность того, какой функционал прототипа вы реализовываете в первую очередь, во вторую и т. д. Путь развития МФП необходим для формирования стратегии и тактики модификации продукта для рынка.
- Карточка компании. Записи по основным параметрам созданного юридического лица.
- Карта тестирования прототипа. Раскладка по линейным процессам прототипа.
- Карта потенциальных партнеров. Необходимо выписывать все компании, общественные организации, потребителей, инфраструктурные организации, с которыми возможно партнерство, и проверять, будут ли они сотрудничать. Важно: так вы проверяете гипотезы о том, будет ли с вами сотрудничать определенная категория партнеров (например, кофейни) – если срабатывает в трех случаях, сработает и на всей отрасли. Критерий отбора: какие партнеры могут уменьшить издержки и автоматизировать некоторые из ваших работ за счет углубления внутренней специализации проекта/компании.