Об упаковке проектов

Упаковка проекта – это набор документов в электронном и бумажном формате, которые обосновывают готовность вашего проекта к финансовым вложениям или мотивируют потребителя к покупке (тестированию) продукта/проекта.

Выделяют три основных класса упаковки:

  • Для инвестора. Вы готовите проект для «показательного» выступления перед инвестором и демонстрируете, что достойны вложений.
  • Для покупателя. Вы готовите проект для потенциальных покупателей и упаковкой привлекаете лидов и ранних последователей.
  • Для стратегического планирования. В этом случае вы готовите проект для полного понимания его развития и связанных с этим рисков.

Упаковку проекта можно представить как кубик, объем которого символизирует рентабельность, а грани – классы упаковки. Поэтому упаковав проект только на двух уровнях, вы не сможете подготовить его к выходу на рынок и получению.

Это, конечно же, не все. Упаковка проекта – процесс, который никогда не заканчивается и не бывает статичным. Здесь важно следующее: сформируйте для себя минимальный список документов, который вы будете редактировать, держите его наготове и постоянно актуализируйте.

  1. Резюме проекта. Резюме на одну страницу описывает суть проекта. Данный документ – первое, что посмотрит инвестор, поэтому нужно быть предельно внимательным при его составлении, писать конкретно и по делу.
  2. Текст Elevator Speech. Elevator Speech, или, как еще говорят, Elevator Pitch, буквально значит «презентация для лифта» или «речь для лифта». Это короткий рассказ о концепции продукта, проекта или сервиса. Вы должны уметь рассказать о своем проекте за 60 секунд, даже если вас разбудят посреди ночи – это ведь продажа! Необходимо, чтобы в кармане на всякий случай всегда лежал текст.
  3. Презентация для выступления длительностью 5 минут. На любой презентационной сессии без презентации проекта никуда. Никогда не знаешь, что откроется на том или ином компьютере, поэтому нужно подготовить варианты в Power Point (pptx и pdf) и в Prezi. Классика жанра – 10 слайдов. Важно: в этой презентации должно быть больше картинок и визуализаций.
  4. Описание команды. В стиле storytelling этот документ рассказывает историю создания команды, обозначает основные события в ее работе. Для инвестора важно узнать не только о проектной работе, но и о компетенциях команды.
  5. Презентация для прочтения. Именно эту презентацию вы отсылаете: в ней больше текста, фактов и деталей по проекту.
  6. Визитки. Комментарии излишни.
  7. Финансовый план. При более активной заинтересованности инвестора в проекте необходимо предоставить расшифровку финансового плана и расписать в ней, на что конкретно пойдут деньги. Детализация должна, в первую очередь, учитывать риски по проекту.
  8. Прописанная бизнес-модель проекта. Подробное описание составных частей бизнес-модели по Александру Остервальдеру на 3-5 страниц. По существу, этот документ является основой любого бизнес-плана. Он особенно нужен, если инвестор заинтересовался проектом.
  9. Прототип. Без прототипа никуда: если инвестора заинтересовали команда и проект, далее ему нужно показать, каким образом это работает.
  10. Инвестиционное предложение (Term Sheet Agreement). Инвестор готов вложиться в ваш проект прямо на мероприятии? Подпишите соглашение о том, что далее вы свяжетесь для обсуждения деталей – это и есть Term Sheet.
  11. Статистика первых продаж. Данные о том, «кто, когда и по какой цене», а также сами договора существенно повысят шансы на заключение инвестиционного договора.
  1. Буклет. Основная информация, которую должен знать потребитель: о чем проект, какова его цель, какой продукт предлагается, в чем его суть, как он поможет решить проблемы, где его взять и как связаться.
  2. Визитки. Ваша задача – не только отдавать пользователям контактную информацию, но и создавать сообщество, помните об этом. Именные визитки, а также «пустые» визитки с логотипом компании должны иметь максимально запоминающийся дизайн.
  3. Бренд, лого, корпоративный стиль. Ходите в футболках своей команды, в повязках одного цвета или очках одного стиля. Важно, чтобы вас узнавали оффлайн – ту же деталь переносите в онлайн.
  4. Прототип (бумажная версия прототипа). Pretotype – ранняя версия продукта до стадии производства, сделанная во многих вариантах из подручных средств. Тестирование проходит на стадии построения архитектуры прототипа и МФМ (минимально функциональной модели). Это первая версия прототипа, до-прототипирование, то есть команда показывает бумажные версии, а не программные или напечатанные 3D-модели.
  5. Сообщества в Facebook, ВКонтакте, LinkedIn, Профи.Ру и Twitter. Предварительная версия официального сайта компании – сообщества в социальных сетях и социальных медиа (правила перевода из оффлайн в онлайн те же).
  6. Опросник «Гипотеза». Помните, что в самом начале одна из основных целей работы оффлайн – тестирование. Запаситесь опросниками для проверки всех возможных гипотез, касающихся бизнес-модели, прототипа, продукта, дизайна и целей, – и тестируйте.
  7. Опросник «Отзывы». Обязательно оставляйте для пользователя возможность написать свое мнение о проекте и предложения по его модификации. Всегда и всем отвечайте индивидуально, говорите, что будете или не будете модифицировать по рекомендациям.
  8. Предварительное ценообразование. Это важно для инженерных проектов, где представлен хард: если бы пользователь платил, за какую сумму он смог бы купить?
  9. Рекламный ролик проекта (вирусное видео). Это реклама для широкой аудитории, для которой принципиальны следующие характеристики: максимальное качество, контент в рекламе, минимум о проекте. Запомните: максимальное количество пользователей приходит через косвенный контент, а не через прямую рекламу – ее век уже прошел.
  10. Интерактивный прототип-продукт (минимально функциональная модель). Обратите внимание: ваша задача – вовлечь в процесс потребления, а не просто «показать, но не давать трогать», как это принято на многих выставках. Главное – что увидит пользователь. Демонстрируя функции, вы должны рассказать о том, какие проблемы они «закрывают», какие задачи решают и за что заплатит потребитель.
  11. Ролик-презентация прототипа. Адаптированная под восприятие пользовательским глазом визуализация минимально функционального прототипа. По сути, это и есть сценарий ролика.
  12. Список ближайших событий команды. Если вам говорят: «Мне все нравится, хочу показать вас друзьям. Они как раз ищут подобные проекты», – вы тут же выдаете список мероприятий, на которых вас можно будет увидеть с этим проектом, послушать и пообщаться.
  13. Товарная упаковка прототипа и продукта компании (в том числе ИТ). Самая креативная и «дизайнерская» вещь. Это именно упаковка (коробочка), внутри которой лежит описание проекта и продукта, техническая документация к продукту и сам товар. Если это приложение, то его можно записать на флешке и положить в упаковку. Если портал, то в коробку можно вложить QR-код или кодовое слово, а также футболку или бутылку вина. Не забывайте, что набор товаров – это уже новый товар.
  14. VIP-приглашение в краудинвесторы. Это особый VIP-билет, который можно, продавать на выставках, например. Если пользователю безумно понравился ваш продукт, то, покупая VIP-билет, он получает набор определенных выгод, связанных с выпуском и индивидуализацией продукта. По существу, вы даете пользователю возможность влиять на судьбу проекта, «продавая» ему право советовать.

Все документы этого класса существуют в аналоговом виде, для того чтобы их было проще постоянно редактировать.

  1. Карта компетенций компании. Карта создается на основании характерологической оценки компетенций каждого из членов команды. Определяется, чем может заниматься команда и кто еще ей нужен. То есть какие компетенции и характеры в команде не восполняются текущими партнерами, а значит, должны быть найдены и включены.
  2. Диаграмма Ганта. Визуальное и наглядное планирование с помощью диаграммы Ганта на ближайшие 2 месяца работы. Важно: диаграмма Ганта – это не «мертвый» документ, его необходимо постоянно редактировать, поэтому все его части должны оставаться изменяемыми и дополняемыми. Совет: используйте пробковую доску, маркерную или доску со стикерами.
  3. Карта целей (таймлайн проекта) и альтернативных путей развития. Карта со структурными элементами, где расписаны все варианты развития проекта и его потенциалы. Начинаем искать книги, возможности, мероприятия, где можно чему-то научиться. Выстраиваем все это в одну сеть, а затем формируем логическую цепочку.
  4. Расширенная бизнес-модель Остервальдера. Выстраиваем ее по следующим константам: ключевые виды деятельности, ключевые партнеры, ключевые ресурсы, ценностные предложения, каналы сбыта, взаимоотношения с клиентами, потребительские сегменты, потоки поступления доходов и структура издержек.
  5. HR: видеопрезентация команды и приглашение. Короткая (на 60 секунд) видеопрезентация о проекте и его вакансиях нужна для поиска специалистов, которых не хватает в команде, для привлечения потенциальных инвесторов и для размещения на краудфандинг-порталах.
  6. Story Board. Единое информационное пространство компании. В офисе или коворкинге вешаем на большую пробковую (или обычную) доску карты целей, а также всю информацию, которую находим и которая обновляется в процессе работы.
  7. Dropbox. Используйте альтернативные системы облачного хранения данных компании, такие как Dropbox или SkyDrive.
  8. Basecamp. Используйте онлайн-инструмент для управления проектами, совместной работы и постановки задач по проектам Basecamp или альтернативные системы ERP для систематизации и уплотнения проектной деятельности.
  9. Gcalendar. Используйте Google Calendar – это упрощает планирование.
  10. Логическая архитектура прототипа (технокарта). Прототип продукта, детально разобранный по системам управления и функционалу.
  11. Карта тестирования лидогенерации. Единая система координат, в которой изложены все гипотезы относительно того, каким образом ваша компания может получать лиды.
  12. Путь развития минимально функционального прототипа. Прописанная последовательность того, какой функционал прототипа вы реализовываете в первую очередь, во вторую и т. д. Путь развития МФП необходим для формирования стратегии и тактики модификации продукта для рынка.
  13. Карточка компании. Записи по основным параметрам созданного юридического лица.
  14. Карта тестирования прототипа. Раскладка по линейным процессам прототипа.
  15. Карта потенциальных партнеров. Необходимо выписывать все компании, общественные организации, потребителей, инфраструктурные организации, с которыми возможно партнерство, и проверять, будут ли они сотрудничать. Важно: так вы проверяете гипотезы о том, будет ли с вами сотрудничать определенная категория партнеров (например, кофейни) – если срабатывает в трех случаях, сработает и на всей отрасли. Критерий отбора: какие партнеры могут уменьшить издержки и автоматизировать некоторые из ваших работ за счет углубления внутренней специализации проекта/компании.